© 2017 Школа Классического Балета им. Н.А.Долгушина

Санкт-Петербург

Невский пр. 14

8 (812) 417 - 54 - 01

Никита Александрович

Долгушин

          "Может быть, дело в сознательном подходе к исполнению.
Я всегда хотел мотивировать
каждый поступок героя, каждое движение. Хотел найти для него характеристики, найти тональность танца, найти смысл…"

«Балетный интеллектуал», «эстетический танцовщик» - так говорили о Никите Долгушине поклонники его таланта и люди, работавшие с ним.

Его творческий диапазон всегда был чрезвычайно широким ему были доступны и лирические, и гротескные образы. Его исполнение отличалось благородной

сдержанностью, одухотворенностью и интеллектуальностью,

глубокой психологичностью.

За эти качества он был любим

публикой - и эта зрительская любовь

была для него самой значимой.

«...Главное — иметь какую-то свою эстетику,

свою художественную философию, но при этом не быть ее рабом.

Человек высококультурный, высоконравственный

никогда и ни в чем не уверен абсолютно.

Что-то обязательно остается за кадром — то,

чего ты еще не знаешь. И нужно всю жизнь учиться и всю жизнь

докапываться до истины…»

«Снимаю шляпу перед этим редким человеком поразительной жизни и судьбы.

Меня неизменно покоряет его трепетное отношение к театру,

танцу, его абсолютная, всеобъемлющая преданность всему тому,

что является для него важным и священным.

Всегда последовательный и цельный, верный своим принципам,

Никита Долгушин – из тех редких танцовщиков,

чьи роли отмечены печатью интеллекта и человеческого достоинства»
 Михаил Барышников

«Мне нравилось, как он танцует. Очень красиво и изысканно.

Долгушин все делал по-своему, его не спутаешь ни с кем.

Это – индивидуальность, которая ярко проявлялась во всем.

Долгушин очень интересный танцовщик. Он – актер, и это очень редко…»
                                                                                                                                           Наталья Дудинская

«…Я всегда испытывал и испытываю к Никите Александровичу

самые теплые чувства как к высокому профессионалу и человеку,

который любит свою профессию. Такие люди очень редки.

Так самоотверженно относится к своей профессии, так любить ее,

особенно в наше время. Я знаю его также как замечательного педагога…»

Фарух Рузиматов

«…Все годы я была его поклонницей.

Меня восхищало его удивительное стремление самого создавать себя.

Это был танцовщик с редкой индивидуальностью,

с редкой сценической культурой…

Его три-четыре пируэта с точными после них остановками, дорогого стоили.

И уже неважно становилось, сколько их было – три или пятнадцать.

Было торжество танца!

Это было утверждение классического стиля, сегодня утерянного. Выдающаяся личность, выдающийся танцовщик…» 

Алла Осипенко

Долгушин родился в Ленинграде в 1938 году. Детство будущего танцовщика пришлось на Ленинградскую блокаду, но даже в те тяжкие дни художественная жизнь в городе не прекращалась. В 1943 году пятилетний мальчик впервые посмотрел балетные спектакли и был потрясен их красотой. В Ленинградское хореографическое училище им А.Я.Bагановой он поступил на два года позже, чем обычно туда принимают - не в 10 лет, а в 12. Это произошло из-за сопротивления родителей: будучи оперной певицей, мать знала некоторые неблаговидные подробности закулисной жизни.

 

«Вот в спорте важно количество, важно достижение максимума.

А для балета важна сторона качественная,

художественная — улучшать движение,

вычищать его, но чувствовать меру».
 

 

 «Молодое поколение, бывает, смеется в голос над Чабукиани,

над Дудинской, над Улановой…

Конечно, Дудинская поднимает ногу всего лишь на 95 градусов,

но как музыкально и в каких темпах!

А сейчас эта смеющаяся над стариками молодежь

часто даже не может попасть

в нужный темп — «сделайте мне помедленней»…»

Окончил Ленинградское хореографическое училище в 1959 году и сразу был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова (Мариинский театр), где исполнял ведущие партии практически во всех классических балетах. Но в определенный момент его интерес к современной хореографии оказался важнее сотрудничества с известнейшей труппой СССР и мира, скептически относившейся к художественным экспериментам. И Долгушин уезжает в Новосибирск. Там, в 1961—1966 годах, он стал лучшим ведущим танцовщиком Новосибирского театра оперы и балета, а также, сам с успехом разрабатывал музыкальные и хореографические произведения XX века, сотрудничал с П.А.Гусевым, Ю.Н.Григоровичем и другими видными деятелями искусств. По словам самого Никиты Александровича, в Новосибирске ему наконец был открыт путь к творчеству и новым поискам.

 

Но Долгушин был истинным петербуржцем, во всем зависел от этого города, и в какой точке Земли бы ни находился, Петербург властно звал его к себе. И в 1968  году вернулся в Ленинград.
Мариинский театр его не принял – вероятно из-за прежней обиды, и он поступает в Ленинградский Малый театр оперы и балета (Михайловский театр). Там в 1971 году поставил балет «Ромео и Джульетта» на музыку П.И.Чайковского, в котором сам исполнил партию Ромео.

С 1983 по 2001 год — был заведующий кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (профессор).
В 1990-е годы был художественным руководителем Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
С 2007 года работал педагогом-репетитором в Михайловском театре.
С 2009 по 2011 год — председатель художественного совета театра.

 

Не стало Никиты Александровича 10 июня 2012 года.

«Человек, который мне сродни, все поймет и быстрее придет к результату.

А другой не придет никогда, он останется сам по себе

в своих танцах, может быть, даже чистых и техничных…

Он не слышит, что я ему говорю,

хотя смотрит очень старательно и говорит — «понял!».

Но ничего не понял»..

 

«Понять мало. Необходимо и перемолоть материал,

как фарш в мясорубке, и уметь еще из него котлетки сделать…»

Звания и награды

  • Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (1964, I премия)

  • Заслуженный артист РСФСР (1964)

  • Народный артист РСФСР (1976)

  • Народный артист СССР (1988)

  • Специальный приз Экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2005)

  • Премия Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры» (2010)[3]

  • Премия Университета танца в Париже (1966)

  • Приз зрительских симпатий общества «Театрал» за постановку спектакля «Серебряный век»

  • Рыцарь балета (балетный приз «Душа танца», Россия)

  • Человек года-2003

  • Кавалер ордена общественного признания «Екатерина Великая»

  • Кавалер Ордена гражданской чести и достоинства

  • Лауреат Всемирной Академии наук, культуры и искусства

  • Профессор Университета танца в Париже

  • Профессор (1990), доктор гуманитарных наук Таусонского университета (1991) (США)

  • Доктор философии, почётное звание полного профессора Международного университета фундаментального обучения (Россия, 2007).

Партии

 

Ленинградский театр оперы и балета
м. С. М. Кирова

Новосибирский театр оперы и балета

Постановки
 

«Ромео и Джульетта» на музыку П. И. Чайковского

«Жизель» А. Адана

«Кармен-сюита» на музыку Ж. Бизе, оркестровка Р. К. Щедрина

«Король Лир» С. И. Насидзе (совм. с Г. Д. Алексидзе)

«Спящая красавица» П. И. Чайковского

«Сны» на музыку П. И. Чайковского
«Щелкунчик» П. И. Чайковского 

«Вальпургиева ночь» на музыку Ш. Гуно

«Эсмеральда» Ц. Пуни«Сильфида» Г. Левенскольда
и др.

Ленинградский Малый театр оперы и балета

Фильмы

"Сказка его жизни. Никита Долгушин"

"Никита Долгушин. Философия танца"